ФГОС НОО – федеральный государственный стандарт начального общего образования

ФГОС НОО – это федеральный государственный стандарт начального общего образования. Он представляет собой совокупность требований, обязательных при воплощении в жизнь основных образовательных программ начального общего образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт был утвержден приказом Министерства образования и науки в 2009 году, введен в действие в 2010, а с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли на этот ФГОС.

ФГОС НОО – приказ Минобрнауки об утверждении стандарта
Приказ о ФГОС НОО

Стандарт содержит требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), к условиям ее реализации и результатам освоения. ФГОС НОО написан для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, общественности. Стандарт включает в себя сведения об организации педагогической и информационно-образовательной среды в образовательном учреждении, об организации воспитательного и учебного процессов. В документе представлены планируемые результаты, которых должен достичь образовательный процесс в начальной школе.

Основная отличительная особенность этого ФГОС НОО – его деятельностный характер. В качестве главной цели позиционируется развитие личности ученика. Принимая стандарт, система образования отказывается от прежнего подхода, где результатами обучения считались знания умения и навыки. Теперь ученики к концу начального обучения должны овладеть реальными видами деятельности. Требования к результатам обучения сформулированы в форме предметных, метапредметных и личностных результатов. С полным текстом ФГОС НОО можно ознакомиться на официальном сайте Минобрнауки в разделе “Документы”.

ФГОС НОО – текст стандарта на официальном сайте Минобрнауки
ФГОС НОО на сайте Минобрнауки

Требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения ООП НОО составлены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учеников начальной школы, а также самоценности этой ступени образования как основы для всего последующего обучения. ФГОС НОО учитывает потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также этнокультурные, национальные и региональные потребности народов России.

Согласно этому ФГОС, нормативный срок освоения ООП НОО составляет четыре года, а сам стандарт является основой для объективной оценки уровня образования учеников начальной школы.

ФГОС НОО – официальная символика
Эмблема ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить равные возможности получения образования на этой ступени, а также духовно-нравственное развитие и воспитание учеников. ФГОС НОО должен способствовать формированию гражданской идентичности детей и тем самым создавать основу для развития гражданского общества. Кроме того, стандарт должен обеспечить преемственность ООП всех уровней образования: дошкольного, начального общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального.

Применение ФГОС НОО на практике должно привести к принципиальным изменениям в подходе к обучению. Так, раньше об успехах учеников говорили только текущие и нынешние оценки. Стандарт же предполагает, что у ребенка теперь будет полноценное портфолио, где кроме самих отметок будут собраны дипломы, грамоты, результаты тестов и другие достижения.

Другой станет и роль учителя. Раньше задача педагога сводилась к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько дети его выучили – такой подход предполагал, что между педагогом и детьми сохраняется дистанция. Теперь же преподаватель должен мотивировать школьников к самостоятельному изучению темы, обсуждать с ними тему и направлять их действия.

ФГОС НОО – изменения роли педагогов по сравнению с прошлым стандартом
Роль учителя по новому ФГОС

Родители теперь смогут влиять на учебную программу, что раньше было невозможно. Согласно ФГОС НОО, школы получают право самостоятельно формировать программу на фундаменте примерного учебного плана и могут в этой работе учитывать пожелания родителей.

ФГОС НОО – новый подход к составлению учебной программы
Изменения в программе по ФГОС

Наконец, сам процесс обучения станет принципиально другим. Раньше он сводился к заучиванию правил, а использование игр на уроках было минимальным. Теперь игра становится полноправной формой обучения, а познание через игры – одним из основных принципов начальной школы.

ФГОС НОО – увеличение роли игр в учебном процессе
Изменения в учебном процессе

Кроме того, ФГОС НОО вводит индивидуальные учебные проекты, а также обучение клавиатурному набору текста наравне с чистописанием от руки начиная с первого класса. Наконец, новые стандарты вводят понятие внеурочной деятельности и отводят на нее 10 часов в неделю. При этом дети смогут самостоятельно решать, чему они хотят посвятить это время: экскурсиям, творческим кружкам, спортивным секциям или, например, научным семинарам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *